michael_traurig (michael_traurig) wrote,
michael_traurig
michael_traurig

Categories:

Луи Феликс Морис Хаппе



Луи Феликс Морис Хаппе является одним из самых известных и результативных французских авиаторов периода Великой войны. Летный сертификат он получил еще в начале 1913 года. Свои первые боевые вылеты на разведку Хаппе совершил вскоре после открытия кампании на Западном фронте, и уже 13 октября 1914 года сумел отличиться.В тот день он совершал полет в паре с бельгийским летчиком-наблюдателем лейтенантом Картье, когда на их аэроплане возникли технические неполадки. Экипажу пришлось вынужденно садиться на территории нейтральной Голландии с дальнейшей перспективой интернирования, однако Хаппе сумел убедить представителей голландских властей в том, что является гражданским пилотом, работающим на фирму "Фарман", и полет никоим образом не связан с боевыми действиями. Благодаря этому и оба авиатора, и их разобранный и упакованный для перевозки самолет вскоре снова оказались во Франции.
В 1915 году Луи Феликс Морис продолжил серию своих впечатляющих подвигов. 20 января его экипаж атаковал бомбами германский привязной аэростат-корректировщик и сумел сбить прямым попаданием, а 3 марта Хаппе совершил рейд на расположенный в Роттвайле завод, производивший взрывчатые вещества, и нанес этому предприятию очень серьезный ущерб. 28 апреля отважному французу удалось произвести успешный налет на Фридрихсхафен и нанести повреждения двум стоявшим в ангарах "Цеппелинам", после чего слава авиатора вышла далеко за пределы Франции - в следующем месяце Хаппе был награжден за свои достижения российским орденом Святой Анны. В июне капитан получил под свое командование эскадрилью MF 29 и стал летать на персональном "Фармане" с колесами, окрашенными в ярко-красный цвет, и изображением французского ордена "Военный крест" на борту кабины. Своих летчиков, действовавших поначалу индивидуально и несогласованно, он обучил новой тактике коллективных действий, благодаря чему результативность боевой работы эскадрильи значительно возросла. Так, после серии успешных налетов MF 29 на авиазавод "Авиатик" во Фрайбурге, немцы были вынуждены свернуть там производство и перевести предприятие в Ляйпциг.
Разумеется, противник прилагал все усилия для того, чтобы сбить "Красного дьявола" (такое прозвище немцы дали Хаппе за цвет колес его бомбардировщика). 25 сентября 1915 года звено "Фарманов" под командованием Луи Феликса Мориса было атаковано над Фрайбургом истребителем "Fokker" E.I, пилотом которого был унтер-офицер Эдуард Бём. Германскому летчику удалось сбить экипажи лейтенанта Шарля Девина и сержанта Анри Пиго (при этом два французских авиатора выжили и попали в плен, а еще двое погибли), а затем атаковать машину самого Хаппе, однако "Красный дьявол" сумел отбиться и вернуться на аэродром на поврежденном бомбардировщике.
В ноябре 1915 года капитан получил под свое командование уже целую бомбардировочную авиагруппу GB 4. В качестве ее лидера он продолжал очень успешно сражаться до середины лета 1916 года, пока однажды не нанес из-за навигационной ошибки бомбовый удар по территории нейтральной Швейцарии. После этой оплошности Хаппе был отстранен от службы на фронте и получил назначение на должность инспектора летных школ, которую занимал практически до самого конца войны.
Луи Феликс Морис Хаппе, награжденный за свои военные подвиги Орденом Почетного Легиона, продолжал службу в авиации и в мирное время. Жизнь этого замечательного летчика оборвалась 20 октября 1930 года, когда его самолет потерпел катастрофу в районе бельгийского городка Эвай к югу от Льежа.


Командир французской эскадрильи MF 29 капитан Луи Феликс Морис Хаппе готовится к вылету в паре с капитаном Берто (в первой кабине на месте летчика-бомбардира) на легком бомбардировщике "Фарман" MF.11. Франция, аэродром Бельфор, сентябрь 1915 года.
Tags: Великая война, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments