michael_traurig (michael_traurig) wrote,
michael_traurig
michael_traurig

Categories:

Отто Киттель в воздушном бою над аэродромом Стеревнево 15 октября 1943 года



15 октября 1943 года около 09:30 с советского аэродрома Стеревнево, расположенного в 20 километрах к северу от Усвят, пошли на взлет четыре истребителя Як-9Д из 89-го гвардейского истребительного авиаполка. Ведущим этого звена был лейтенант Владимир Большухин, совершивший к тому времени более 70 боевых вылетов, имевший на счету два сбитых вражеских самолета и награжденный двумя орденами Красной Звезды. Его ведомыми являлись младшие лейтенанты Иван Селин, Василий Лопатин и Иван Пятахин. Летчики имели приказ долететь до аэродрома Ржев, встретить там пару транспортных самолетов Ли-2, а затем проделать обратный путь в роли эскорта транспортников.

Повод для организации подобных вылетов имелся, и очень веский. Тремя днями ранее, 12 октября, части 7-й гвардейской истребительной авиадивизии, в состав которой входил и 89-й Гв ИАП, начали перебазирование с аэродромного узла Острова на передовые аэродромы Березка, Кодотково и Стеревнево. Первые рейсы прошли спокойно и без каких-либо сложностей, однако общая ситуация на участке фронта не располагала к оптимизму. Как было отмечено в отчете о боевой деятельности частей 7-й Гв ИАД за октябрь 1943 года:

"Господство в воздухе к моменту прибытия 7-й Гв ИАД в районе аэроузла Кодотково и на поле боя принадлежало противнику. Аэродром Стеревнево неоднократно блокировался истребителями противника. В районе аэродромов Кодотково и Березка на высотах 2500 - 3000 метров днем безнаказанно ходили пары и четверки истребителей противника, которые вели разведку аэродромов и при удобных случаях атаковывали наши транспортные и боевые самолеты."

Этими немецкими истребителями были базировавшиеся в Витебске "Фокке-Вульфы" из 1-й группы эскадры JG 54 под командованием легендарного аса Вальтера Новотны. И 13 октября они нанесли очередной удар. За полчаса до полудня в небе над Стеревнево появились восемь FW-190A. Одно звено шло с бомбами, второе выполняло роль прикрытия. Не встретив никакого противодействия, германские авиаторы обрушились на стоянку штурмовиков Ил-2 683-го штурмового авиаполка и на протяжении 15 минут бомбили и обстреливали ее, выполнив в общей сложности семь заходов. Спустя два часа та же самая восьмерка вернулась, но на этот раз на летном поле стояли еще и два транспортных Ли-2, незадолго до того доставивших на аэродром часть технического персонала и некоторые материалы для 89-го Гв ИАП. Проигнорировать такую цель немцы просто не могли.
Когда "Фокке-Вульфы", наконец, ушли, аэродром Стеревнево представлял собой безрадостное зрелище. По итогам двух налетов были полностью уничтожены два штурмовика и один транспортный самолет, а еще 12 "Илов" и один Ли-2 получили серьезные повреждения и нуждались в ремонте. Кроме того, погиб техник 683-го ШАП старший сержант Павел Сокур, еще восемь человек получили ранения. Таким образом, 683-й ШАП потерял 14 из 26 имевшихся в наличии к утру 13 октября штурмовиков, а 7-я гвардейская истребительная авиадивизия лишилась двух из восьми транспортных самолетов, выделенных ей для перебазирования.

По идее, защищать Стеревнево от атак с воздуха должны были летчики 240-й истребительной авиадивизии, но они со своей задачей не справились. Как было отмечено в оперативной сводке № 29 штаба 683-го штурмового авиаполка:

"При блокировании и бомбардировке аэродрома Стеревнево истребителями противника, связи с аэродромами истребителей 683-й ШАП не имел. Истребители 133-го Гв ИАП, расположенные на аэродроме Стеревнево, при налете авиации противника в воздух подняты не были. Истребители противника делали по 7 заходов на бреющей высоте, расстреливая личный состав и матчасть безнаказанно."

Лишь к моменту окончания второго налета в районе Стеревнево появилось звено истребителей Як-9 из 86-го гвардейского истребительного авиаполка, возглавлял которое Герой Советского Союза лейтенант Иван Сомов. Помешать немцам оно не успело и лишь попыталось атаковать их на обратном пути, но безрезультатно. Тем не менее, Иван Сомов заявил по возвращении о двух сбитых FW-190, в дальнейшем записанных на его официальный боевой счет.

Сознавая, что ждать большой помощи от соседей не приходится, командование 7-й Гв ИАД решило справляться с возникшей проблемой своими силами и обеспечивать прикрытие оставшихся в наличии транспортных самолетов, выделяя на каждый рейс по одному звену истребителей. Это было не такой уж простой задачей с учетом того, что к 15 октября на трех аэродромах базирования полков, входивших в состав дивизии, имелось в наличии всего 25% технического персонала и довольно скромный запас горючего, а запасные части к самолетам отсутствовали вовсе. Такова была ситуация к моменту, когда звено Владимира Большухина вылетело в Ржев для сопровождения транспортных Ли-2.

Сам взлет прошел благополучно, но как только летчики, набиравшие высоту, сделали первый круг над аэродромом, сверху со стороны солнца на них спикировала четверка истребителей FW-190А из 2-го штаффеля эскадры JG 54. Лидером этого звена являлся обер-фельдфебель Отто Киттель - один из лучших авиаторов Люфтваффе, имевший к тому времени на своем счету 114 воздушных побед. Его меткий залп пришелся точно по самолету Василия Лопатина. Як-9Д сразу же загорелся, но советский пилот сначала довернул на промчавшийся мимо "Фокке-Вульф" вражеского аса и дал ему вслед очередь, и только затем выпрыгнул с парашютом.
После первой удачной атаки Отто резко ушел вверх, развернулся и устремился на следующий "Як", в точности повторивший участь первого - после серии попаданий краснозвездная машина вспыхнула, а пилотировавший ее Иван Селин спасся на парашюте.

Тем временем вторая германская пара попыталась атаковать самолет Владимира Большухина, но не преуспела. Советский летчик вовремя ушел с линии огня, а потом, воспользовавшись тем, что его противники пренебрегли энергичным маневрированием на вертикали, выполнил "иммельманн", оказавшись в итоге хоть и ниже ведомого FW-190, но при этом на дистанции эффективной стрельбы. Подняв нос своего Як-9Д, Владимир дал очередь, которая достигла цели - из-под капота двигателя "Фокке-Вульфа" вырвались языки пламени и шлейф густого дыма, после чего самолет развернулся на юго-запад и пошел со снижением в направлении территории, занятой немецкими войсками. Пилотом этой машины являлся обер-фельдфебель Вернер Кёрфгес - авиатор с большим стажем, но крайне малым фронтовым опытом. На протяжении практически всего времени своей службы Вернер работал на должности инструктора в летной школе, и был переведен во 2-й штаффель JG 54 лишь в конце августа 1943 года. Реальной боевой практики, полученной им за полтора месяца пребывания на передовой, оказалось недостаточно для того, чтобы научиться уверенно ориентироваться в стремительно изменяющейся обстановке воздушных баталий.
Увы, военная фортуна не благоволила и его победителю. Атаковав истребитель Кёрфгеса, Владимир Большухин потерял скорость, что позволило ведомому Киттеля унтер-офицеру Йозефу Каммерлю быстро прийти на выручку товарищам и взять "Як" на прицел. После мощного залпа с короткой дистанции советский самолет перешел в беспорядочное падение и рухнул в 5 километрах к юго-западу от Стеревнево. Судя по всему, Владимир был убит одним из попавших в кабину снарядов, поскольку не пытался выпрыгнуть с парашютом.

Последний из советской четверки, младший лейтенант Иван Пятахин, оказался единственным, кто не стал объектом неприятельских атак. Увидев выходящий из боя дымящий "Фокке-Вульф", он бросился в преследование и успел дать по самолету Кёрфгеса еще две очереди прежде, чем был отогнан Киттелем и его ведомыми. По счастью, немцы не имели намерения сбить Ивана во что бы то ни стало, а вместо этого прикрывали подбитую машину своего товарища до того момента, как Вернер совершил вынужденную посадку в окрестностях деревни Липовец на занятой советскими войсками территории. После этого FW-190 ушли, а младший лейтенант Пятахин без помех посадил абсолютно невредимый "Як" на аэродром Стеревнево.

Этот бой стал для 89-го Гв ИАП болезненным ударом: полк потерял три истребителя, при этом лейтенант Владимир Большухин погиб, а Василий Лопатин получил ожоги лица, рук и ног, и был отправлен на лечение в госпиталь. Задание на сопровождение транспортных самолетов оказалось сорванным, и лишь спустя три часа еще одно звено Як-9Д во главе с лейтенантом Василием Горшковым смогло вылететь в Ржев и обеспечить прикрытие Ли-2, доставивших свой груз на аэродром Березка к половине пятого после полудня.
Отдельно следует сказать о заявленных советскими летчиками результатах: по итогам проведенной воздушной схватки им было засчитано два сбитых FW-190. Один был записан на счет младшего лейтенанта Лопатина, стрелявшего по самолету Киттеля. Второй - машина Вернера Кёрфгеса - пошел на счет младшего лейтенанта Пятахина, обстрелявшего подбитый "Фокке-Вульф" перед тем, как тот пошел на вынужденную посадку. Последнее выглядит явной несправедливостью по отношению к погибшему Владимиру Большухину, тем более что запись в журнале боевых действий полка прямо указывает на то, что именно Большухин дал залп, нанесший фатальные повреждения двигателю германского истребителя.

Дальнейшие судьбы участников боя над аэродромом Стеревнево сложились следующим образом:
Иван Селин, дослужившийся до звания лейтенанта, погиб в воздушном бою в районе Вилкавишкиса 2 августа 1944 года.
Василий Лопатин и Иван Пятахин благополучно пережили войну. Первый вышел в отставку в звании капитана в 1956 году, второй - спустя два года после окончания войны в звании старшего лейтенанта.
Йозеф Каммерль погиб в воздушном бою 27 октября 1943 года.
Отто Киттель погиб 14 февраля 1945 года в воздушном бою над Джуксте. К тому времени на официальном счету этого летчика числилось 267 сбитых самолетов. С учетом того, что абсолютное большинство засчитанных Киттелю побед подтверждается данными о потерях советской стороны, такое обстоятельство делает Отто наиболее вероятным претендентом на звание самого результативного аса в истории военной авиации.
Вернер Кёрфгес, совершивший вынужденную посадку на занятой советскими войсками территории, был захвачен в плен бойцами 354-го отдельного пулеметного батальона. В ноябре 1949 года, после шести лет пребывания в лагерях для военнопленных, он получил свободу и вернулся на родину.
Tags: Вторая мировая война, авиация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment